В рамках работы социально-психологической службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится профилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции.
Социально-психологическая служба – это один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Цель:
Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их социализация и социальная адаптация; выявление проблем; оказание помощи в решении проблем;
В состав социально психологической службы школы входят:
- заместитель директора Ефимушкина Ирина Николаевна,
- социальные педагоги Алексеева Ульяна Викторовна и Ратникова Анастасия Юрьевна,
- педагоги-психологи Рожаловская Анастасия Сергеевна, Крылова Анастасия Александровна, Васильева Оксана Геннадьевна и Феофилактова Татьяна Васильевна,
- учитель-дефектолог Крылова Анастасия Александровна
- классные руководители.
Основными направлениями деятельности социально-психологической службы школы являются:
Диагностическое направление
- углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе.
- выявление индивидуальных особенностей в воспитании и обучении.
Диагностическую работу в школе педагог-психолог проводит как в группе, так и индивидуально.
Цель диагностик:
1) определение хода психического и соматического развития в соответствии возрастным нормам.
2) изучение особенностей ребенка и социальной ситуации его развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
3) Проведение социально-психологической диагностики общения ребенка со сверстниками или взрослыми. Выявление психологических причин нарушения общения.
Профилактическое направление
Профилактическая работа направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. На этом этапе очень важна роль взрослых: родителей, педагогов, окружающих ребенка, которые реально могут помочь или повлиять на ребенка с различными нарушениями (в обучении, поведении и т.д.), только взрослые могут помочь в преодолении трудностей.
Коррекционно-развивающее направление
Активное воздействие всех специалистов СПС на процесс формирования личности индивидуальности ребенка. Главная задача – обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормам, подобрать к каждому ученику индивидуальный подход обучения и воспитания, а также подобрать индивидуальные методы в развитии особенностей и склонностей.
Особое место в коррекционно-развивающем направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учебе и поведении учащихся.
В нашей школе обучается 125 обучающихся с ОВЗ. Поэтому работа с такими детьми налажена и ведется своевременно. Специалистами СПС разрабатываются планы коррекционной работы с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностик. И носят индивидуальный конкретный характер.
Консультативное и просветительское направление
Осуществляется специалистами СПС с учащимися, родителями и учителями, как индивидуальное, так и групповое консультирование по проблемам учебы, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, личным проблемам.
Социально-правовое направление
Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. В зависимости от ситуации, еcли есть необходимость направляет к узким специалистам.
Самым важным в работе СПС является ранняя профилактическая работа с учащимися и родителями, которая направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста. А потом уже выявление среди них отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, проблемы в учебе, неблагополучия и др.; и организация социально-психологической работы с ними.
В ходе социально-психологической работы с педагогами, учащимися и их родителями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для развития ребенка одинаково важны семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам). В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель. Работа специалистов СПС предусматривает оказание помощи учащимся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами. Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности. Особое место в работе логопеда занимают дети с различными речевыми нарушениями. Логопеды службы корректируют детям правильное произношение звуков, помогают справиться с дисграфией.
Если у ребенка выявляется нарушение в поведении, учебе или во взаимоотношении со сверстниками или родителями, или педагогами, или учитель заметил неблагополучие в семье ученика, или ученик подолгу находится на лечении, или просто не посещает уроки в школе, то классный руководитель незамедлительно обращается в СПС. После обращения и бесед с учителями-предметниками, классным руководителем, в зависимости от ситуации организовывается посещение ученика на дому. В этой работе участвуют социальный педагог, психолог школы и классный руководитель.
Социально-психологическая служба планирует индивидуальную профилактическую работу по оказанию помощи ребенку и его семье. Вся профилактическая работа зависит от той ситуации, которая на данный момент имеется в семье и зависит от сложности ситуации. Для проведения психологического сопровождения необходимо заявление от родителей (законных представителей).
После планирования начинается этап реализации плана. На данном этапе очень важна роль педагогов и взрослых членов семьи, которые могут оказать реальную помощь ребенку. Здесь как раз и происходит взаимодействие школы с профилактическими органами города. Такими как ПДН, КДН, Центр социальной защиты населения, Центр занятости, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и др.
Наша школа очень много проводит мероприятий, направленных на профилактику негативных проявлений и последствий, на профилактику проблемных ситуаций в семье, или у ребенка с приглашением специалистов профилактических органов города.
Это такие мероприятия как:
- Родительский всеобуч (классные и общешкольные родительские собрания, Дни открытых дверей по параллелям, индивидуальные консультации, беседы с приглашением узких специалистов). Наша школа открыта для всех участников образовательного процесса.
- Организация совместных праздников для родителей и детей.
- Вовлечение учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН, КДН в кружки и спортивные секции
- Приглашение родителей на заседания школьного ПМП консилиума.
- Приглашение родителей и учеников на заседания Совета профилактики.
- Организация Дня инспектора ПДН. В этот день приглашается инспектор ПДН и совместно с ним проводятся индивидуальные профилактические беседы с учениками в присутствии родителей и педагогов.
- Совместные рейды учителей и инспектора ПДН по семьям учащихся. Контрольное посещение семьи или обследование жилищно-бытовых условий семьи, обязательное проведение профилактических бесед с родителями и детьми на дому.
- Тематические лектории для учащихся школы по параллелям или в классе.
- Инструктивные беседы с родителями по профилактике ЧС.
Важное место в работе СПС стала координация работы педагогического коллектива с трудными подростками, их семьями и родителями, ведущими асоциальный образ жизни, т.е. неблагополучными.
Взаимодействие специалистов СПС с городскими профилактическими органами имеет своей целью совместное решение проблем несовершеннолетнего ребенка и его семьи, оказание помощи в решении проблемы.